О позиции лидера на рынке можно рассуждать часами. Выводы будут всегда одни и те же: лидером быть хорошо!
Куда более интересно и полезно обсудить путь к лидерству. Бесспорно, - это путь обеспечения устойчивой конкурентоспособности. Лидирует тот, кто способен добиться наивысшей удовлетворенности Заказчика, получив в награду устойчивый спрос лояльных покупателей.
При этом, чем насыщенее рынок, тем сильнее конкурентная борьба и, соответственно, все совершенее должны быть методы обеспечения конкурентоспособности. Это в полной мере относиться к одному из самых динамично развивающихся рынков Восточной Европы - рынку ритейла Украины (рост до 40% в год).
Путь к лидерству становится в этих условиях тернист и сложен. С определенного момента становится ясно, что ресурсные источники конкурентоспособности себя исчерпали. Все труднее добиться лидирующего положения, опираясь на сырье, материалы, оборудование или технологию. Конкуренты, зачастую, «черпают» ресурсы из одного источника и, в этом смысле, мало чем отличаются друг от друга.
Тогда единственно реальным преимуществом компании может стать системная синергия, основанная на особом взаимосодействии элементов бизнес – системы.
Здесь можно выделить два основных аспекта:
При таком подходе лидерам рынка ритейла (а это сегодня сетевые операторы), с одной стороны, необходимо, учитывая свою специфику, интегрировать систему обеспечения холодом с организацией всего процесса товарооборота, а с другой стороны – профессионально освоить все тонкости проблемы обеспечения холодом (оптимальное оборудование и его размещение, средства настройки и контроля заданного режима работы и пр.).
Понятно, что у современных торговых сетей достаточно много своих проблем в области основных бизнес - процессов. Учитывая это, лидерам рынка ритейла не избежать партнерства (аутсорсинга) в области обеспечивающих услуг с поставщиками холодильного оборудования. Но теперь это партнерство будет носить принципиально новый характер.
Вместо разрозненных поставок холодильного оборудования и услуг по его инсталляции необходимо обеспечить оптимальное системное решение всего спектра проблем обеспечения холодом. По сути, это принципиально новый рынок, а точнее область взаимовыгодного партнерства поставщиков и потребителей холода. Эффективность решения здесь достигается путем совместного проекта постановки системы оптимального хладообеспечения, который обеспечит конкурентные преимущества участникам проекта сегодня, завтра и в длительной перспективе. Это требует высокой слаженности работы и поставщика и потребителя в точном учете специфики условий работы Заказчика и правильном использовании наиболее подходящих для этого решений, предлагаемых производителями холодильного оборудования. Такая работа требует чрезвычайно высокой квалификации, знаний и опыта поставщика и по силам далеко не каждой компании. Лидеру рынка ритейла в качестве партнера, конечно же, потребуется лидер рынка поставки холода.
На украинском рынке хладообеспечения появились первые игроки, способные предложить решения такого уровня.
Компания «Астра»*, предлагает свою концепцию «7 нот оптимального хладообеспечения».
В ее основе - последовательное и взаимосвязанное проектное решение проблем от постановки современной идеологии хладообеспечения и разработки концепции проекта до организации качественного обслуживания и постоянной модернизации (рис.2).
Обеспечить полное системное решение, включая формирование идеологии хладообеспечения, разработку концепции проекта и формирование проектного задания.
Здесь необходимо концептуально определить роль и место компании Заказчика на рынке ритейла, обозначить приоритеты дальнейшего развития, методы и подходы к решению тех или иных задач, критерии оценки результатов деятельности. На этом этапе формализуются истинные потребности Заказчика в холоде и формируется проектное задание – документ, который даст Заказчику четкое понимание всего предстоящего проекта с учетом показателей качества, срокам реализации, стоимости и привлекаемым ресурсам.
Оптимально разместить холодильное оборудование путем создания эффективной конструкции холодильной системы с максимальным учетом специфики условий эксплуатации. На этом этапе происходит расстановка оборудования в торговом зале с учетом архитектурных особенностей помещения, оптимизация тепловых потоков, учет требований и рекомендаций специалистов по мерчандайзингу и пр. Качество работ на данном этапе обеспечивается знанием требований нормативных документов и эксплуатационных характеристик оборудования, опытом в проектировании холодильных систем.