Лидерство, кроме определенных преимуществ, обязывает компанию-лидера искать и применять варианты решений задач, способных обеспечить постоянную конкурентоспособность на рынке.
Одним из инструментов, позволяющим постоянно поддерживать конкурентоспособность, является системный подход, как в постановке всего бизнеса, так и при решении отдельных локальных задач. Синергический эффект достигается путем учета всех возможных влияющих факторов. Качество и глубина проработки вопроса зависит от степени взаимодействия заинтересованных сторон. Планируемый, желаемый результат может быть получен лишь при тесном взаимосодействии Заказчика и Поставщика.
Реализация проекта постановки оптимального хладообеспечения подразумевает достижение 7 целей (см. рис.1)
Первым шагом проекта является обеспечение полного системного решения, которое включает в себя формирование идеологии хладообеспечения, разработку концепции проекта и формирование проектного задания, с учетом ключевых требований Заказчика (качество, цена, сроки).
Формирование (постановка) идеологии хладообеспечения вытекает из общего понимания Поставщиком стратегии развития бизнеса Заказчика (см. рис.2). Задача постановки идеологии – внедрение современных подходов в области хладообеспечения.
Здесь необходимо концептуально определить роль и место компании Заказчика на рынке ритейла, обозначить приоритеты дальнейшего развития, методы и подходы к решению тех или иных задач, критерии оценки результатов.
Постановка идеологии хладообеспечения – это совместная работа Заказчика и Поставщика, где с одной стороны Заказчик выдвигает свои требования и ожидания, с другой – Поставщик предлагает оптимальные решения, основанные на опыте и знаниях в области хладообеспечения. Работа над концепцией проекта позволит определить (оговорить и согласовать) критерии оценки результатов проекта, которые в свою очередь определят количество необходимых этапов и глубину проработки каждого из последующих этапов.
Формализованные истинные потребности Заказчика, отраженные в проектном задании, позволят четко определить конечный результат проекта, четкое понимание всех составляющих предстоящего проекта с учетом требований к качеству, срокам реализации, стоимости и привлекаемым ресурсам.
Оптимальный (от лат. optimus - наилучший) - наиболее благоприятный, лучший из возможных (например, оптимальное решение).
Критерий оптимальности (К.о.) - признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего. Содержание К. о. объективно обусловлено многими факторами:
- характером общественного строя,
- экономическими законами,
- масштабами решений (народное хозяйство, отрасль производства, отдельное предприятие),
- содержанием целей, на достижение которых направлены действия, и т. д.
Принцип оптимальности заимствован из математического программирования и теории управления. Методологической основой теории оптимизации экономики является принцип народно-хозяйственной оптимальности, т. е. изучение экономических явлений с позиций целого, с позиций всего народного хозяйства.
К. о. призван помочь обосновать решение. Практические задачи обоснования решения можно условно подразделить на 3 типа.
- Сущность задач 1-го типа заключается в необходимости выбора наилучшего варианта действий, обеспечивающих достижение вполне определённого, т. е. заданного результата при минимальном расходе ресурсов.
- В задачах 2-го типа объём имеющихся ресурсов зафиксирован, нужно найти наилучший вариант их использования для получения максимального результата.
- Задачи, в которых поиск наилучшего варианта ведётся при отсутствии жёстких ограничений, как по объёму используемых ресурсов, так и по конечному результату, относятся к 3-му типу.
При обосновании решений оперируют понятием степень достижения цели, которую характеризуют определённым показателем.
Ресурсы, имеющиеся в распоряжении общества, отрасли или предприятия, ограничены, поэтому объём ресурсов, выделяемых на одну цель, в какой-то степени зависит от того, сколько их выделено на др. цели. Следовательно, любой вариант распределения ресурсов прямо или косвенно касается одновременно несколько целей и поэтому характеризуется несколькими показателями.
Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее) - процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных. Наиболее надёжным способом нахождения наилучшего варианта является сравнительная оценка всех возможных вариантов (альтернатив).
Качество продукции (К.п.) - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
В современных условиях К. п. охватывает не только потребительские, но и технологические свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надежность, долговечность, уровень стандартизации и унификации деталей и узлов в конструкции и др.
Критерием оптимальности уровня качества продукции, т. е. ее эффективности, может служить комплексный интегральный показатель К. п., отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребление). При наибольшем значении интегрального показателя К. п. обеспечивается наивысший полезный эффект, получаемый на каждый рубль затрат, т. е. максимальная эффективность для общества.
Синергия - при слиянии компаний - существенное увеличение эффективности компании, образовавшейся после слияния мелких компаний, по сравнению с суммарной эффективностью ее частей до объединения.
Взаимосодействие - взаимосвязь элементов функциональной системы, направленная на достижение полезного приспособительного результата, когда элементы функциональной системы взаимодействуют с направленностью на результат.
Большая советская энциклопедия
«Когда Вы покупаете дом - Вас интересует стоимость дома или кирпичей, из которого сложен дом? Когда Вы покупаете автомобиль - Вы интересуетесь стоимостью двигателя? Вас интересуют те преимущества и качества, которые Вы получите вместе с приобретением дома или автомобиля – Вы приобретаете готовое изделие с набором определенных качеств. В нашем случае - проект, наделенный конкретными характеристиками (параметрами). Точно также обстоит дело в области хладообеспечения – Вы получаете готовое изделие - проект с набором необходимых качеств (характеристик, параметров).
Вас интересует дом или отдельные кирпичи?» Мы не продаем кирпичи, мы строим дома…