Сегодня оптимизация потребления энергии является серьезной задачей, а в условиях финансового кризиса ее решение дает существенную экономию для торговых объектов. Многолетний опыт западных ритейлеров в использовании системы рекуперации* тепла, показывает значительную экономию в издержках на энергоносители. Избытки тепла пускаются на нужды торгового предприятия – горячее водоснабжение и отопление.
*Рекуперация тепла (от лат. recuperatio — обратное получение, возвращение), возвращение части материала или энергии, расходуемых при проведении того или иного технологического процесса, для повторного использования в том же процессе.
Как получается бесплатное тепло, можно коротко объяснить, если вникнуть в физику работы холодильной установки (теплового насоса), рис.1
Рис1. Принцип действия теплового насоса.
Подобно обычному водяному насосу,который перекачивает воду, из одной емкости в другую, тепловой насос перекачивает тепловую энергию, отнимая её от одной среды и передавая другой.
Данный процесс осуществляется при потреблении электроэнергии, затраченной на работу компрессора, которая в конечном итоге превращается в тепловую энергию. Установлено, что при расходовании 1 кВт электроэнергии холодильная установка в процессе производства холода вырабатывает в среднем около 3 кВт тепла. Зачем же выбрасывать эту тепловую энергию в окружающую среду, если её можно использовать для нагрева и отопления помещения.
Мы обратились за комментарием к эксперту, Евгению Каире, начальнику бюро проектирования компании «АСТРА», занимающейся хладообеспечением торговых сетей.
-Нами выполнено более 30-ти проектов с использованием системы рекуперации тепла в торговых объектах, которая дает возможность нашим заказчикам экономить на энергоносителях до 30% . Рис 2.
Рис. 2 Система рекуперации тепла
В техническом задании к проекту хладообеспечения торгового объекта сети «ВИТЕЛ» одной из приоритетных задач была оптимизация издержек в эксплуатации холодильного оборудования. Стратегический ход заказчика состоял в максимальном использовании возможностей экономии на энергоносителях. Предложенная нами рекуперация тепла позволила решить эту задачу в полной мере.
При этом заказчик получил совершенно бесплатное отопление помещения площадью в 300 кв.м, (супермаркет «Аверс» г. Горловка), для которого используется тепло от компрессорной станции и агрегата. Когда же вторичного тепла недостаточно, для обеспечения нужной температуры, подключаются тепловые насосы. Экономия получилась весьма солидная, если учесть, что на отопление в торговом объекте расходуется (30-35%) электроэнергии.
Используя данную систему, можно получить несколько преимуществ:
а. Первое. Использование вторичного тепла для обогрева помещения.
В супермаркете, в котором 10 низкотемпературных боннет, 15 холодильных стеллажей и 15 витрин, при максимальной нагрузке на оборудование, конденсаторы будут вырабатывать, и отдавать в атмосферу около 150 кВт тепла. Полезная доля, используемая вторично, составляет 90 кВт. Это дает возможность полностью перекрыть потребности торгового объекта в отоплении и горячей воде.
Как правило, в магазинах устанавливается тепловая завеса над дверью, комплекс электрических обогревателей воздуха и, в случае отсутствия горячей воды, ещё и система нагрева воды. Суммарная мощность всех этих устройств будет примерно 70 кВт., а у нас уже есть 90 кВт.
Ежемесячное электропотребление перечисленных выше устройств в холодное время года составит 25200 кВт.ч, а при тарифе на электроэнергию 67,48/кВт.ч., ежемесячная плата - около 17 тыс.грн. В год сумма расходов на электроэнергию составит 204 тыс. грн., что ощутимо для бюджета торгового объекта.
б. Второе преимущество от использования рекуперации тепла - это возможность нагрева воды для вспомогательных нужд от 10ºС до 60ºС с суммарным расходом до 3,5 м3/час.
в. Экономия площадей торгового объекта, на которых не надо устанавливать дополнительное оборудование систем отопления, увеличив тем самым торговую площадь и товарооборот.
г. Выигрыш от установки систем рекупирации состоит, главным образом, в экономии энергоресурсов а, как следствие, - в сокращении выброса в атмосферу загрязняющих веществ.
Такие системы позволяют реализовать стратегию снижения издержек нашим заказчикам в ряде торговых объектов сетей «Евротек», «Бимаркет», «Велика Кишеня», «Ален» и др.